Цхинвали 2008. Гуманитарная катастрофа. Мемориальный сайт памяти жертв геноцида осетин режимом Саакашвили в 2008 году

Цхинвали 2008. Гуманитарная катастрофа

Мемориальный сайт памяти жертв геноцида осетин режимом Саакашвили в 2008 году

Видеокадры событий с 8 августа

Радость сквозь слёзы. 31.08.2008 20:24

Радость сквозь слёзы

Радость сквозь слёзы. 31.08.2008 20:24

В Южной Осетии и Абхазии известие о признании независимости ждали с замиранием сердца и встретили ликованием. В Сухуми сотни людей вышли на улицы, чтобы поздравить друг друга и поделиться известием с теми, кто еще не знал о событии. Впервые за 16 лет автоматные очереди оповещали о начале новой - мирной и свободной - жизни. Десятки машин, гудя в клаксоны, с флагами обеих республик и России разносили историческое сообщение по территории новых государств. В Цхинвали местное телевидение и радио по кругу, раз за разом? повторяли заявление Дмитрия Медведева. И каждый раз слова "признать независимость" встречал взрыв эмоций. На минувшей неделе в Южную Осетию вернулись почти две тысячи беженцев. Люди поверили, что теперь смогут жить в мире. Решение России признать независимость республики стало для них гарантией безопасности.

"Попадание какого-то огромного снаряда произошло, сверху стояла машина, наполненная бензином. Все это взорвалось...", - вспоминает жительница Цхинвали Алла Джиоева.

В подвале прятались Элина Каджаева и ее мама Рая. Они видели, как не стало их дома, потом машины, а потом не стало их самих. Крим Дзагоев - офицер запаса - полчаса пытался вернуть их к жизни, делал искусственное дыхание, но было уже поздно. Отца и брата Элины год назад на посту сбил грузинский грузовик. Они пережили то горе и затеяли ремонт. 7 августа закупили стройматериалы и даже начали. "Вы представляете - 27-летняя красавица сама штукатурила и радовалась, говорила: я все переделаю и буду жить с мамой, как я хочу. И все, семьи не осталось", - продолжает Алла Джиоева.

И таких историй в Цхинвали - сотни. Люди плачут, но рассказывают, потому что хотят, чтобы мир знал о бесчинствах, которые творили грузинские военные. О том, например, что Захара Икоева убили, когда он развозил хлеб. А Регину Пухаеву - когда она вела соседей в бомбоубежище. Эти факты собирает общественная организация "Жители Южной Осетии против геноцида" и составляет иски в Международный суд в Гааге. Их уже - 380, и это далеко не все. "Мы будем готовить иск и от тех, кто был убит в церкви, молился Богу и был убит. Есть еще и Божий суд, и от него никому не уйти", - говорит руководитель общественной организации "Жители Южной Осетии против геноцида" Жанна Засева. Для Жанны Засеевой эта работа стала фактически делом жизни. Ее сына Геннадия грузинские командос замучили и убили в 2004-м, поэтому она настроена, как только соберет все факты последнего геноцида, напомнить миру о том, что были и другие.

О зверствах начала 90-х много рассказала и Инга Кочиева. Она - журналист и сразу после той войны сняла фильм, который назвала "Право на свободу". Там - об истории грузинских военных авантюр и о клинических их проявлениях. "Там было 12 человек - пассажиров автобуса, который направлялся в деревню осетинскую, их высадили и живыми, измучив окончательно, избили, пытали, заставили их самих вырыть яму и засыпали землей, - рассказывает Инга Кочиева. - Я бы никогда не подумала, что эти кадры я когда-нибудь, спустя 18 лет, смогу увидеть опять".

Все повторилось, только в жестокости нынешние грузинские военные превзошли своих предшественников. Они стреляли в женщин, детей, стариков. Они истребляли народ, зачищали территорию, чтобы не осталось даже памяти. "У меня осталось 150 томов архива рукописи незаконченной книги, фотоархивы и 200 кассет со свидетельствами того, что было, - говорит историк Патрадз Харевов. - Мне в конце 50-го года жизни надо начинать все сначала. У меня погибло все".

Житель Цхинвали Анатолий Тигиев рассказывает, что достает осколки разорвавшегося снаряда прямо из могилы своего друга Мурата Джиоева. Анатолий приводит ее в порядок, насколько это возможно. Грузинский танк стрелял по кладбищу в упор. Здесь хоронили жертв прошлой войны - прямо на площадке у пятой школы, потому что на старом кладбище (оно - высоко над городом) сидели грузинские снайперы. Евгении Иосифовне - матери Мурата - рассказали об осквернении могилы только вчера, но увидеть это она боится - боится, что не выдержит. "Что может быть страшнее того, что они даже по памяти погибших стреляют. Даже их боятся, - говорит Евгения Кочиева. - Что они могут им еще сделать?!"

Памятник 12 коммунарам - жертвам самого первого геноцида - еще в 1920-м, тоже иссечен пулями. Именно тогда Южную Осетию силой присоединили к Грузии. Сопротивляющихся осетин вывозили, переселяли, расстреливали. И уже тогда народ Южной Осетии обращался к мировому сообществу - странам Антанты - с просьбой оградить его от грузинской агрессии. В чудом сохранившемся осетинском архиве "Вести" нашли соответствующий документ. "Южная Осетия на всех своих национальных съездах категорически подчеркивала в своих резолюциях, что она видит себя объединенной только с Северной Осетией и ни с кем другим, - говорит ученый секретарь научно-исследовательского института Южной Осетии Наталья Дзукаева. - И во всеуслышание провозглашает себя частью единой и неделимой Осетии и не желает объединяться с Грузией. Это 1919-й год".

В заключение этого меморандума звучит так, как будто бы оно было написано в этом году: "Южная Осетия просит союзные державы защитить ее от возможных посягательств Грузии". Тогда не защитил никто. В этом году защитила Россия. О том, что было бы, если Россия это не сделала, тут боятся даже подумать. В Тбилиси тщательно готовили эту агрессию, чтобы не осталось ничего, в том числе истории и культуры. В подтверждение этому - слова Роберта Гаглоева - директора Научно-исследовательского института Южной Осетии: "Они били по тем точкам, которые представляют наибольшую ценность для Южной Осетии. Вот, к примеру, университет. Ну что там хранилось? Золото? Алмазы? Это просветительское учреждение, где учились дети, и грузинские в том числе. Они стали бить прямой наводкой в университет. Это у них было нанесено на карту". В эти выходные, наконец, ожил единственный уцелевший корпус университета - биологический. Естественно, 1 сентября сюда придут все, кто выжил, кто в Цхинвали вообще может учиться. Студенты сами не хотят сидеть дома. К тому же вместе легче пережить беду. Ребятишки в школах просто соскучились по одноклассникам. "Я как увижу своих одноклассников, буду их целовать обнимать, - говорит ученица третьего класса шестой школы Цхинвали Диана Багаева. - Вот только я не знаю, кто жив, а кого убили".

Школы в Цхинвали откроются не все - только те, в которых удалось создать приемлемые условия. Шестую школу Спецстрой России отремонтировал, что называется, под ключ. Ключ символический получила директор. По этому случаю и первый звонок решили дать пораньше - первый звонок к началу мирной жизни. Президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты в эти дни - не до политики. Его родную пятую школу восстановить не успевают. Ее надо строить заново. Это обещает сделать Архангельская область. Он и сам остался без кабинета. Здание правительства разрушено. Целыми днями колесит по городу. Про перспективу признания Южной Осетии другими странами рассказывает тоже на объекте. "Мы должны пока наладить отношения с Российской Федерацией, а потом уже с другими, - убежден Эдуард Кокойты. - Безусловно, есть уже предложения. Мы ведем переговоры со многими странами. Есть такие, которые готовы последовать справедливому примеру Российской Федерации".

На улицах Цхинвала, наконец-то, стало многолюдно. Вышла первая республиканская газета. О выстрелах и взрывах стали понемногу забывать. Если начали чинить дороги, значит, надеются, что будет мир. Ну и, конечно, на Россию, которая этот мир здесь и гарантирует.

© Vesti.Ru - Оригинал здесь.

просмотреть ещё

Сайт создан/размещён 13/14 августа 2008

Сайт в работе. Зайдите пожалуйста по-позже ещё      Последнее обновление: 31.08.2008

LiveInternet Counter
Hosted by uCoz